8 (3513) 543-545
glagol.miass@mail.ru - общая

Горячая линия

Могут ли пенсии быть выше, а налоги – ниже? |

Если не изменить темпы роста, мы будем жить только хуже

Могут ли пенсии быть выше, а налоги – ниже?

Когда жизнь становится лучше и веселей? Когда растет экономика. А как заставить эти показатели двигаться вверх, да еще и в отдельно взятом регионе?

Ситуация в экономике – тема самых острых дискуссий. В Челябинской области темпы роста по сравнению со многими соседними регионами выглядят достаточно скромно. Как повлиять на них? Об этом мы беседуем с депутатом ЗСО, руководителем челябинского регионального отделения «Партии Роста» Валиханом Тургумбаевым.

– Валихан Урсбаевич, вы – яркая личность на политическом небосклоне не только Миасса, но и области. Почему пошли в политику и вступили в «Партию Роста»?

– К сожалению, мы все сейчас живем «как в сказке» – чем дальше, тем страшнее. Мы привыкли переходить из кризиса в кризис, привыкли зализывать раны и, что самое страшное, – привыкли жить плохо. Совершенно точно, что без серьезных изменений в экономической политике и без основательных, институциальных реформ ситуацию в стране не изменить. Нефть уже давно перестала быть панацеей. Запасы кончаются, экономика стагнирует. В этой ситуации единственная политическая сила, которая детально, взвешенно, без капли демагогии и популизма предлагает стратегию выхода из кризиса – это «Партия Роста» во главе с Борисом Титовым. Поэтому я просто не мог оставаться в стороне, и сегодня возглавляю региональное отделение партии.

Как зарабатывать больше?

– Лидер вашей партии Борис Титов однажды сказал, что «сначала – экономика». Но для многих россиян первостепенными проблемами являются низкие зарплаты и пенсии, неудовлетворительное состояние здравоохранения и образования. Разве не эти вопросы должны быть самыми важными?

– Здесь нет никакого противоречия. Чтобы развивать медицину, образование, науку, нужны деньги. А они появляются только за счет экономики. И чем более динамично развивается экономика, тем больше у государства средств на решение самых различных задач – это очевидно. Пока не поднимем экономику, о кардинальном решении социально значимых проблем можно только мечтать.

К сожалению, о динамичном развитии российской экономики сейчас говорить не приходится. Движения вперед, по сути, нет. За 20 лет наша экономика выросла всего на 13%, а мировая экономика в среднем на 48%. Страны БРИКС за этот же период показали рост в 140%! Если брать не абсолютные, а относительные показатели, то страны БРИКС по темпам роста обгоняют нас в десятки раз. По той простой причине, что применяют другие принципы управления.

– Звучат мнения, что Россия зато достигла некоей стабильности в экономике. Разве это не так?

– А зачем нам стабильность ради стабильности? Если бы мы были на уровне развитых стран, то такое положение можно было бы стабилизировать. Но у нас огромное количество проблем – получается, их надо оставить в том виде, как они есть сейчас?

Возьмем, к примеру, малый и средний бизнес. Он сейчас в кризисе – в любом регионе России, включая Челябинскую область. Исключений нет. Нет условий для нормального финансирования, тяжелая административная и бюрократическая нагрузка. У нас в регионе уверенно чувствует себя лишь металлургический сектор, строительная отрасль в загоне, машиностроение стагнирует. Но, повторю, в других регионах положение не лучше. Среди развивающихся стран (а мы, к сожалению, относимся именно к этой категории) у нас самая малая доля налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса, а от США по этому показателю мы отстаем в три-четыре раза.

– Могут ли изменить ситуацию в этой сфере местные власти или речь идет об универсальных принципах, которые можно поменять лишь на федеральном уровне?

– Принципиальных моментов несколько. Во-первых, это финансово-кредитная политика. Тут, конечно, решающее слово за федеральными властями. Они должны обеспечить доступность средств, кредитов на реализацию новых проектов, расширение производства. Во-вторых, это тарифная политика. Здесь региональные власти могут повлиять на ситуацию, учитывая, что тарифы на энергетические ресурсы у нас одни из самых высоких. Третий момент – налоговая политика. Здесь нужны комплексные решения как на уровне федерации, так и на уровне региона. Величина местных налогов у нас выше, чем у других регионов.

Кстати, транспортный налог у нас один из самых высоких в стране. В Свердловской области, которая по сравнению с нами добилась более высоких темпов развития и где население более зажиточное, чем у нас, применяют к базовой ставке коэффициент 5, а в Челябинской области – 10! Поясню, что федеральный центр позволяет регионам использовать коэффициенты от 1 до 10. У нас, получается, налог максимально высокий, хотя экономическая ситуация не блестящая, а люди живут беднее, чем, к примеру, в Свердловской и Тюменской областях! Где-то на Кавказе и вовсе решили ограничиться коэффициентом 1 – то есть, минимальным.

Метод кнута или пряник?

– Нынешнего роста экономики в полтора процента недостаточно, чтобы кардинально изменить ситуацию в стране?

– Разумеется, нет. Если показатели нашей экономики в разы меньше показателей экономики США и других развитых стран, о какой конкуренции может идти речь? Весь бюджет России сравним с бюджетом министерства здравоохранения США – это же позор! Без развития производства нельзя будет изменить это соотношение. Сегодня стране предлагают две кардинально отличные друг от друга стратегии развития. Одна из них – так называемая кудринская стратегия – заключается, если упрощенно, в том, что пусть все плохонько, но зато стабильно. Другая стратегия говорит о том, что надо двигаться вперед. Динамичное развитие означает новые рабочие места, новые налоговые поступления. Чтобы на местах у инициативных людей, предприятий были все возможности для расширения производства.

– Считаете, что время уже уходит? Многие эксперты посчитали тревожным признаком, что, к примеру, Илон Маск запустил сверхтяжелые ракеты-носители, тогда как в нашей космической отрасли дела не блестящи...

– При том, что у Маска работает несколько сотен человек, а в нашем КБ Хруничева, запускающего протоны, более 45 тысяч. И где КПД выше? Не спорю, у нас есть достижения и в ракетно-космической отрасли, и в других, но ни коим образом нельзя заниматься самоуспокоением. По темпам развития экономики мы отстаем в десять раз от ведущих держав, но если не предпринять серьезных мер, скоро разрыв будет 100%.

Как можно конкурировать с Европой, если там кредит реально получить под 1,5-2%, тогда как у нас под 15-18%? В Китае и вовсе есть примеры кредита под 1%, да еще вам предоставляют мощности на безвозмездной основе. А если предприятие выходит на экспорт, государство и вовсе субсидирует часть кредитных выплат. Индия уже впереди нас, а скоро нас обгонят и Аргентина с Бразилией. Если не изменить нынешние темпы роста, мы будем, вероятно, жить в разы хуже, чем Казахстан и точно хуже, чем Турция. Хотим мы такого будущего? Ответ, думаю, однозначен.

Что делать с пенсионной реформой?

– У нас такое не редкость, что и пенсионеры вынуждены работать, чтобы свести концы с концами. Увеличить пенсионный возраст – это выход?

– Я к этому отношусь резко отрицательно. Пенсионная реформа, точнее ее плачевные результаты – это одна из тех болевых точек. Пенсии в Европе колеблются в районе тысячи евро. Все европейские курорты забиты отдыхающими пенсионерами. К сожалению, наши пенсионеры не могут себе это позволить. А они тоже должны отдыхать, пользоваться достойной пенсией, чтобы не было необходимости работать и конкурировать с молодыми за заработки. Говорят, что для достойных пенсий нет средств. Единственная возможность для пополнения пенсий – это увеличение эффективных рабочих мест с достойной зарплатой и соответственно с высокими отчислениями в фонды. Эти вещи неразрывно связаны между собой.

– А что тогда нужно делать с налоговой системой?

– Нужно, чтобы налогоплательщиков было больше, а сами налоги – ниже. При карательном подходе к налогообложению какой стимул предприятиям развиваться? По пути снижения налогов шли все ведущие экономические державы – от США до Китая. Кстати, на пополнение Пенсионного фонда можно направить часть средств от подоходных налогов в случае применения прогрессивной шкалы налогообложения. Не должны все платить одинаково. Богатые должны платить больше.

– Предприниматели жалуются на административные барьеры и рост тарифов, они уходят в тень...

– С мест поступают предложения о гуманизации Уголовного кодекса в экономической сфере. Ведь по экономическим статьям у нас больше преследуется людей, чем где-то еще в мире. А это потеря рабочих мест, налогов. В большинстве случаев дела разваливаются, но к тому времени и предприятия разваливаются тоже, вот в чем беда. Безусловно, надо снижать административные барьеры и тарифы. И переходить от сырьевой к современной экономике. Работа продолжается. Уже давно пришло время двигаться вперед, а не оставаться на месте. Рост – это нормальное состояние любого общества и страны.

Михаил Ильин. AIF.RU

Фото Владимира Закатова

Возврат к списку

Актуальные статьи

AlfaSystems massmedia K3FN2SA