8 (3513) 543-545
glagol.miass@mail.ru - общая

Горячая линия

Строитель – значит созидатель |

Миасские строители создали нынешний облик города и продолжают обеспечивать его жителей комфортным жильем и местами работы и отдыха.

Строитель – значит созидатель

Фото Сергея Краснопеева.

Строители Миасса всегда традиционно тепло и по-семейному отмечали свой профессиональный праздник. Чаще всего это происходило непосредственно в трудовых коллективах, нередко с выездом на природу. Яркие праздники трест «Уралавтострой» организовывал на стадионе поселка Строителей и в Центре досуга «Строитель».

Нынешний праздник знаменателен тем, что ему исполняется 60 лет со дня учреждения решением правительства СССР в 1955 году, а трест «Уралавтострой» в ноябре этого года отмечает свой 70-летний юбилей.

День строителя был учрежден за выдающиеся заслуги представителей этой благородной профессии в послевоенном восстановлении народного хозяйства нашей страны, а решение было обнародовано во время пуска самой мощной в мире в те годы Волжской гидроэлектростанции имени В.И. Ленина.

Давайте вдумаемся в эти ставшие уже рядовыми события. С момента окончания Великой Отечественной войны прошло всего десять лет. Вновь выстроены превращенные войной в руины Сталинград, Воронеж, Смоленск, Орел, сотни других городов и поселков, восстановлены тысячи предприятий и объектов социального назначения. В Москве, на Ленинских горах открывает двери для студентов громадный комплекс Московского государственного университета, в Ленинграде готовится к пуску первая линия метрополитена «Автово – площадь Восстания», запускается первая в мире атомная электростанция.

И в последующие годы строители нашей страны будут восхищать весь мир новыми техническими достижениями и примерами героизма. Пусть читателя не утомит их далеко не полный перечень, а наоборот, даст возможность воздать должное людям по профессии «строитель».

В Москве, в Останкино возведена самая высокая в то время 511-метровая телевизионная вышка, да еще из железобетона, напряженного натяжением мощных стальных тросов.

Возводятся гиганты промышленной индустрии – Череповецкий металлургический комбинат, Камский и Волжский автомобильные заводы, Норильский никелевый комбинат, Северодвинский судостроительный завод. Именно он будет строить подводные лодки для ракет Государственного ракетного центра.

На Енисее будет построена опять же самая мощная в мире гидроэлектростанция, для целей освоения Дальнего Востока пролягут рельсы Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. (Кстати, трест «Уралавтострой» построит на ней вокзал «Усть-Нюкжа»). В степях Казахстана появится огромный ракетно-космический комплекс Байконур.

В разных концах страны возникнут новые города: Набережные Челны, Норильск, Тольятти, Снежинск, Озерск, а в Миассе – новый район – Машгородок.

 

«А без меня здесь ничего бы не стояло…»

У строителей нашего города – своя, не менее значимая и полная героизма история. К ней причастны и строители, и специализированные организации, заводы строительных материалов и проектанты, заказчики, банки и работники сферы обслуживания.

Чтобы зрительно представить масштабы созидательной деятельности миасцев и прежде всего его строителей за период с 1945 года, достаточно вспомнить, чего не было на конец войны в Миассе. Не было Машгородка и предприятий оборонного назначения, не было поселка Строителей, центральная часть города носила название «поселок Октябрьский» и включала в себя несколько домов, построенных военнопленными немцами, старый город с поселком Октябрьским связывала булыжная дорога.

Основным видом транспорта в городе и у строителей были гужевые повозки. Трест для целей строительства имел свой конный двор численностью до тысячи лошадей. Основными инструментами и механизмами были лопаты, ломы, лебедки, саморазгружающиеся телеги, топоры, пилы…

А если сегодня посмотреть на город с высоты Ильменского хребта, а еще лучше – с высоты телевизионной вышки, поставленной строителями «Востокметаллургмонтажа» с помощью вертолета в 1976 году, то дух захватит от неописуемой красоты города и его окрестностей, а сердце переполнится неподдельной гордостью за его создателей.

Всмотритесь в размещенные на этих страницах газеты снимки наиболее значимых объектов, созданных умом и руками наших строителей за прошедшие годы. Поблагодарите всех и каждого из них за подлинное чудо, возведенное в «Золотой долине».

К слову будет сказать, многие представители проектантов, строителей, заказчика (ГРЦ) были удостоены премии Совета министров РСФСР за комплексную застройку территории Машгородка в условиях сохранения природного ландшафта.

 

Десять секунд невесомости и корпус площадью 12 гектаров

Нет необходимости, да и возможности перечислять все, что было построено на миасской земле за 70 лет со дня основания треста «Уралавтострой», но часть объектов заслуживают отдельного разговора в силу своей уникальности или проблемности в строительстве.

Вершиной инженерной мысли и технологических приемов было возведение на территории ГРЦ Макеева вакуумно-динамического стенда для испытаний отдельных элементов ракет в условиях невесомости и космического вакуума. Корпус стенда в силу своей высоты (70 метров) виден издалека. Раньше его облик не сразу бросался в глаза, так как в целях маскировки был покрашен в цвета голубого неба. Для его сооружения строителям пришлось на тридцать метров зарыться в землю, а для монтажа «сердца» стенда – огромной цилиндрической бочки из нержавеющей стали – достать и смонтировать кран грузоподъемностью 3 000 тонн. В результате стало возможным отрабатывать на стенде элементы ракет в условиях вакуума, соответствующих высоте более 100 км, и невесомости в течение почти 10 секунд.

В 1988 году в Миасс прибыл министр просвещения СССР Геннадий Ягодин. Он был полон восхищения от Миасского филиала ЮУрГу, построенного в Машгородке, а когда осмотрел вакуумно-динамический стенд ГРЦ и окрестности города на смотровой площадке на крыше стенда, то признался, что за свою жизнь не видел подобных чудес.

Невдалеке от этого стенда стоит другой корпус – гидродинамических испытаний. Огромные насосы создают на специальных прямолинейных участках труб расходы воды, соизмеримые с секундным потоком Москвы-реки. В этом потоке на макетах отрабатываются элементы движения ракет на подводном участке траектории.

В начале 80-х годов прошлого века, когда спрос на миасские «Уралы» в стране и за рубежом был высоким, правительством страны принимается решение о строительстве главного корпуса автозавода, где предполагается разместить главный конвейер, линию по сборке снегоболотоходов и участок автоматизированной окраски кабин.

В напряженном ритме совместными усилиями всех участников строительства в заданные сроки на территории автозавода встает производственный корпус, общая площадь которого (12 гектаров) станет равной суммарной площади всех ранее построенных корпусов. При его строительстве будет применен блочно-каркасный метод, когда все инженерные коммуникации, располагающиеся на кровле, сначала собираются на земле, а затем элементы кровли устанавливаются на отведенные им места.

Нередко звучит вопрос: почему НПО электромеханики расположили в горах? Оказывается, выбор места был обусловлен вовсе не соображениями секретности, а необходимостью иметь под основанием точнейшего технологического оборудования монолитную скалу.

В очередной раз Миассу «повезло» – на его землю десантировалось предприятие, способное проектировать и доводить до серийного производства ультрасовременные гироскопические системы для самых разных видов вооружений. Гордостью НПОЭ было и будет участие в создании первого полета первого в мире беспилотного космического корабля «Буран».

Среди производственных корпусов, возведенных строителями, наибольшую сложность представлял корпус микроэлектроники, в котором требовалось создать чистоту конструкций и атмосферы, соответствующие названию.

 

Чтобы жить было комфортнее

На страницах «Глагола» мы не так давно рассказывали об истории создания в Миассе троллейбусного сообщения. В дальнейшем мы найдем возможность познакомить читателей с интересными фактами, связанными со строительством Иремельского гидроузла, канализационного коллектора и очистных сооружений в Селянкино, ТЭЦ машзавода и АЗ «Урал», многих других новых производственных объектов, появившихся на миасской земле в последнее время.

Отдельного разговора заслуживают также предприятия стройиндустрии, спецработ и транспорта. Каждое из них своими делами пишет свою, порой удивительную и неповторимую историю.

Конечно, промышленные предприятия – основа благополучия города и страны, основа нормальной жизни людей. Благодаря их усиленной работе создаются условия для полновесного удовлетворения социальных потребностей населения, в том числе за счет строительства жилья и объектов, как говорили раньше, соцкультбыта. Сегодня Миасс по уровню обеспеченности жильем, учреждениями здравоохранения, образования, культуры, торговли, транспорта занимает ведущие позиции в Челябинской области. Неоспорима заслуга строителей в повышении комфортности проживания людей на территории города.

 

Александр Борисов

Возврат к списку

Актуальные статьи

AlfaSystems massmedia K3FN2SA